Осанка у подростков

От правильности осанки школьников зависит не только здоровье позвоночника как одного из важнейших органов человека, но и правильное функционирование всех систем организма. Правильная осанка — одно из важнейших условий здоровья и хорошего самочувствия. Осанка — это привычное положение тела и спины во время сидения или ходьбы. В сочетании с неудобными позами и неправильно подобранной мебелью это приводит к появлению следующих типов неправильной осанки: сутулость, круглая спина; кифоз (грудной отдел изогнут, голова и плечи наклонены вперед); сколиоз (искривление позвоночника). Неправильная осанка может повлечь за собой такие серьезные проблемы со здоровьем, как снижение иммунитета, гормональные расстройства, мышечные боли, проблемы с желудочно-кишечным трактом, заболевания дыхательной системы. Поэтому своевременные мероприятия по исправлению осанки у подростка — это залог его крепкого здоровья в будущем.

Необходим правильный подбор мебели. Она должна соответствовать росту, локти должны лежать на столе. Во время уроков в зависимости от возраста должны быть соответствующие по продолжительности перерывы — так называемые физкультминутки. Они имеют немаловажное значение в профилактике нарушения осанки, и по действующим санитарным правилам обязательны в школах. Причем, в течение урока должны быть перерывы, во время которых необходимо делать упражнения для глаз, осанки и т.д. Отвечает за проведение разминки учитель, а контролировать этот процесс обязана администрация школы.

Чтобы улучшить осанку в домашних условиях, подростку необходимо выполнять следующие действия:

— носить книгу на голове так, чтобы она не упала, упражнение можно выполнять стоя или при ходьбе, оно позволяет укрепить мышцы шеи и спины;

— стоять у стены, нужно встать у стены так, чтобы ее касались пятки, лопатки и ягодицы, следует выполнять данное упражнение от 2 до 5 раз в день;

— выполнять упражнения, сидя на стуле,.это могут быть упражнения на растягивание позвоночника или прогибы;

— выполнять круговые движения руками или наклоны.

          Сидение за компьютером и учебные нагрузки сводят двигательную активность детей к нулю. Хороший уровень двигательный активности у подростка — один из важнейших показателей успеха в решении проблем с позвоночником. Но необходимо помнить, что нагрузки должны также соответствовать возрасту и состоянию здоровья школьников. Начать следить за осанкой можно с простых правил:

— не слишком объемная подушка и ровный матрац умеренной жесткости – отличное решение;.

— не стоит надевать рюкзак на одно и то же плечо либо переносить в одной руке, лучше всего носить рюкзак на обоих плечах одновременно;

— сидя за столом за работой, нужно держать спину прямо, опираясь тазовой областью о спинку стула, немного наклонив голову над столом, не стоит наклонять голову слишком низко: это портит осанку и нарушает зрение. 

Прямой позвоночник — залог крепкого здоровья. Важно дать подростку понять, что если не уделить внимание позвоночнику в школьном возрасте, то это может привести к печальным последствиям для здоровья. Поэтому чем раньше он займется физической активностью, будет правильно сидеть и ходить, тем лучше будет состояние его здоровья на протяжении всей жизни.

Нашими специалистами в марте были проведены надзорные мероприятия по организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования Жабинковского района, в том числе и по организации в школах здоровьесберегающей среды в рамках реализации проекта «Школа — территория здоровья», профилактике нарушений осанки у детей (соответствие расписания занятий, ученической мебели росту учащихся, проведение физкультминуток, активных перемен, использованию специальной мебели – конторок). По результатам выявленных нарушений были выданы предписания об устранении нарушений. Проведены также измерения параметров микроклимата, искусственной освещенности, электромагнитного поля, напряженности электростатического поля. Результаты испытаний соответствуют требованиям гигиенических нормативов.

Помощник врача-гигиениста                                               Н.В.Гацкевич