День потребителя

Ежегодно 15 марта в нашей стране отмечается День потребителя.

В 2020 году Всемирный День защиты прав потребителей проходит под девизом «За ответственное потребление».

Идея рационального и ответственного потребления набирает всё большую популярность по всему миру. И это не может не радовать! Ведь это глобальная проблема, решение которой зависит от участия каждого челов

Современное «общество потребления» характеризуется массовым потреблением товаров и услуг и формированием соответствующей системы ценностей. В сфере торговли наблюдается преобладание крупных торговых центров и супермаркетов. Развитая система кредитования направлена на стимулирование потребления.

В погоне за модой человек всё чаще приобретает не то что ему действительно нужно, а то, что навязано рекламой. Мы радуемся, что в магазинах есть всё, что душе угодно, но мало задумываемся, какой ценой нам эти блага достаются. Речь не о деньгах, а о природных ресурсах!

Справочно: По подсчетам ООН домохозяйства потребляют 29 процентов мировой энергии и, соответственно, их вклад в общие выбросы CO2 составляет 21 процент. Другие исследования показывают, что около 1 миллиона пластиковых бутылок продается по всему миру ежеминутно, а в 2018 году произведено 24,2 миллиарда пар обуви, при производстве которой используется несколько видов пластика и других материалов, которые практически не перерабатываются. В рамках глобального потребления отмечается, что производство продуктов питания связано с высоким энергопотреблением, вырубкой лесов, увеличением выбросов парниковых газов и чрезмерным использованием воды. 60% пластика, большая часть которого поступает из пищевой промышленности, попадает на свалки или в окружающую среду.

 Для того чтобы сохранить природные ресурсы и улучшить социальные условия для нынешних и будущих поколений, необходимо каждому потребителю придерживаться принципов ответственного потребления товаров и услуг.

Международной Федерацией потребительских организаций предложены реальные способы стать рациональными потребителями: 

  • обдуманно совершать покупки;
  • рационально расходовать природные ресурсы; 
  • снижать объем производства отходов путем принятия мер по предотвращению их образования; 
  • разделять и сдавать на переработку отходы; 
  • сдавать ненужные подержанные вещи в комиссионные магазины или благотворительные организации и др.

Ещё наиболее актуальной проблемой являются участившиеся случаи выявленных нарушений качества и безопасности пищевой продукции поступающей на прилавки наших магазинов!

Права потребителя и продажа продовольственных товаров регулируются Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей», Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703).

     Приобретая продукты питания, покупателю необходимо помнить несколько простых правил. На упаковке любого пищевого продукта должны быть указаны следующие сведения:

— наименование продукции;

— сведения об основных свойствах продукции; состав, в том числе сведения об ароматизаторах, пищевых добавках, подсластителях, компонентах, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний;

— дата изготовления и срок годности, хранения (обязательно указание условий хранения: если качество и безопасность продукта изменяются после вскрытия упаковки, должны быть указаны также условия хранения после вскрытия упаковки);

— информация об изготовителе (информация об изготовителе включает наименование и местонахождение изготовителя, а также, если есть, импортера или официального представителя);

— сведения о подтверждении соответствия продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

— штриховой идентификационный код;

— сведения о правилах и условиях использования продукции, при которых она не является опасной для здоровья потребителя;

— количество (вес или объем).

     В случае несоответствия товаров установленным требованиям, продажи товара с истекшим сроком годности и других подобных нарушениях, потребитель вправе предъявить продавцу требования, установленные Законом РБ «О защите прав потребителей» ст. 20 «Права потребителя в случае реализации ему товара ненадлежащего качества»:

— замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

— соразмерного уменьшения покупной цены товара;

— незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

— возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Реестр опасной продукции, запрещенной к ввозу и (или) обращению на территории Республики Беларусь можно посмотреть на информационном ресурсе http://danger.gskp.by