Ежегодно 15 марта в нашей стране отмечается День потребителя.
В 2020 году Всемирный День защиты прав потребителей проходит под девизом «За ответственное потребление».
Идея рационального и ответственного потребления набирает всё большую популярность по всему миру. И это не может не радовать! Ведь это глобальная проблема, решение которой зависит от участия каждого челов
Современное «общество потребления» характеризуется массовым потреблением товаров и услуг и формированием соответствующей системы ценностей. В сфере торговли наблюдается преобладание крупных торговых центров и супермаркетов. Развитая система кредитования направлена на стимулирование потребления.
В погоне за модой человек всё чаще приобретает не то что ему действительно нужно, а то, что навязано рекламой. Мы радуемся, что в магазинах есть всё, что душе угодно, но мало задумываемся, какой ценой нам эти блага достаются. Речь не о деньгах, а о природных ресурсах!
Справочно: По подсчетам ООН домохозяйства потребляют 29 процентов мировой энергии и, соответственно, их вклад в общие выбросы CO2 составляет 21 процент. Другие исследования показывают, что около 1 миллиона пластиковых бутылок продается по всему миру ежеминутно, а в 2018 году произведено 24,2 миллиарда пар обуви, при производстве которой используется несколько видов пластика и других материалов, которые практически не перерабатываются. В рамках глобального потребления отмечается, что производство продуктов питания связано с высоким энергопотреблением, вырубкой лесов, увеличением выбросов парниковых газов и чрезмерным использованием воды. 60% пластика, большая часть которого поступает из пищевой промышленности, попадает на свалки или в окружающую среду.
Для того чтобы сохранить природные ресурсы и улучшить социальные условия для нынешних и будущих поколений, необходимо каждому потребителю придерживаться принципов ответственного потребления товаров и услуг.
Международной Федерацией потребительских организаций предложены реальные способы стать рациональными потребителями:
- обдуманно совершать покупки;
- рационально расходовать природные ресурсы;
- снижать объем производства отходов путем принятия мер по предотвращению их образования;
- разделять и сдавать на переработку отходы;
- сдавать ненужные подержанные вещи в комиссионные магазины или благотворительные организации и др.
Ещё наиболее актуальной проблемой являются участившиеся случаи выявленных нарушений качества и безопасности пищевой продукции поступающей на прилавки наших магазинов!
Права потребителя и продажа продовольственных товаров регулируются Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей», Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703).
Приобретая продукты питания, покупателю необходимо помнить несколько простых правил. На упаковке любого пищевого продукта должны быть указаны следующие сведения:
— наименование продукции;
— сведения об основных свойствах продукции; состав, в том числе сведения об ароматизаторах, пищевых добавках, подсластителях, компонентах, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний;
— дата изготовления и срок годности, хранения (обязательно указание условий хранения: если качество и безопасность продукта изменяются после вскрытия упаковки, должны быть указаны также условия хранения после вскрытия упаковки);
— информация об изготовителе (информация об изготовителе включает наименование и местонахождение изготовителя, а также, если есть, импортера или официального представителя);
— сведения о подтверждении соответствия продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;
— штриховой идентификационный код;
— сведения о правилах и условиях использования продукции, при которых она не является опасной для здоровья потребителя;
— количество (вес или объем).
В случае несоответствия товаров установленным требованиям, продажи товара с истекшим сроком годности и других подобных нарушениях, потребитель вправе предъявить продавцу требования, установленные Законом РБ «О защите прав потребителей» ст. 20 «Права потребителя в случае реализации ему товара ненадлежащего качества»:
— замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
— соразмерного уменьшения покупной цены товара;
— незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
— возмещения расходов по устранению недостатков товара.
Реестр опасной продукции, запрещенной к ввозу и (или) обращению на территории Республики Беларусь можно посмотреть на информационном ресурсе http://danger.gskp.by